blurred-figure-green
blurred-figure-violet
Автоматизация звонков: новые технологии и перспективы развития
Вернуться назад

Колл-центр: функции, принципы работы и роль в бизнесе

Что такое колл-центр и зачем он бизнесу: функции, работа операторов, услуги, виды колл-центров, включая виртуальные и облачные решения для клиентов

работа колл центр

 

Бизнесу важно не только продать товар или услугу, но и выстроить правильную коммуникацию с клиентами: оперативно ответить на вопрос, решить проблемы или обработать заказ. Чтобы ответить на сотни сообщений каждый день, нужно много ресурсов, и налаженная система коммуникации. Тут на помощь приходит колл-центр.

Что такое колл-центр, как устроена его работа и почему он так важен для бизнеса? Давайте разберёмся вместе в этом материале.

 

Что такое колл-центр: определение и роль в бизнесе

Колл-центр это отдел или служба, обрабатывающая входящие и исходящие звонки, а также обращения клиентов. Это самостоятельный инструмент для качественного сервиса, позволяющий удержать аудиторию, увеличить продажи и повысить лояльность к компании.

 

Колл-центр — это не только звонки

Когда нам говорят про отдел клиентской поддержки, мы часто представляем себе помещение, в котором сидят много людей в наушниках и разговаривают по телефону. Частично это так, но современные технологии позволяют иначе организовать работу такого отдела.

Сейчас это не только классические звонки, но и голосовые роботы с интеграцией в CRM-системы, и даже чат-боты на основе искусственного интеллекта. Сегодня под колл-центром понимают полноценный сервис, отвечающий за качество коммуникации с клиентами и их лояльность.

Подобные услуги востребованы не только среди банков, госучреждений и других крупных бизнесов, но и среди частных предпринимателей, у которых есть потребность в своевременной обработке заявок.

 

Основные функции и задачи колл-центров

Отдел обработки звонков помогает бизнесу решать несколько важных задач:

  • Своевременно отвечать на входящие обращения: звонки, заявки, сообщения в мессенджерах и социальных сетях.
  • Совершать исходящие звонки: обзвонить клиентов, перезвонить позже, напомнить об акциях, уточнить информацию, провести up-sell.
  • Круглосуточно поддерживать клиентов.
  • Собирать аналитику по ответам, конверсиям, качеству обслуживания и услугам.
  • Быстро отработать возражения и вернуть доверие клиента.
  • Повысить лояльность благодаря быстрым ответам.

Как устроена работа колл-центра

виртуальный колл-центр

 

Работа колл-центра строится, исходя из потребностей бизнеса. Например, ретейл-компании, нацеленные на B2C рынок, нуждаются в большом количестве операторов для приема входящих запросов. А микрофинансовые организации испытывают потребность в исходящих звонках для контроля должников.

 

Кто такой оператор колл-центра

За приём звонков или обзвон базы отвечает оператор колл-центра. В бизнесе это первый человек, с которым коммуницирует ваш клиент. От качества его работы и грамотно написанных скриптов зависит, станет ли человек на другом конце линии вашим покупателем.
Как правило, хороший оператор должен обладать навыками продаж, уметь удержать собеседника, предложить решение, иметь поставленную и чёткую речь, а также хорошо работать с CRM-системами.

 

Что делает сотрудник или специалист колл-центра

Работник колл-центра выполняет множество задач для грамотной работы клиентского сервиса и создания положительной репутации для бизнеса:

  • Принимает входящие звонки.
  • Осуществляет исходящие звонки.
  • Вносит данные в CRM систему после каждого контакта с клиентом.
  • Следит за соблюдением скриптов и регламентов.
  • Подстраивается под потребности собеседника и легко улавливает суть диалога.
  • Проходит дополнительное обучение и аттестацию для улучшения качества работы.

В зависимости от потребностей бизнеса и направлений работы компании, такой специалист может как обслуживать потенциальных покупателей, так и продавать им товары и услуги. Иногда оператор колл-центра занимается технической поддержкой, если это необходимо для компании. Такой специалист — не простой работник, а голос вашего бизнеса.

 

Внутренние процессы и показатели эффективности

Для того, чтобы оценить успешность работы сотрудников центра клиентского сервиса, руководители ориентируются на общепринятые метрики. Давайте поговорим про них подробнее.

 

  • CSAT (Customer Satisfaction Score) индекс удовлетворенности клиента. Посчитав его, вы сможете понять, насколько клиенту нравятся услуги колл-центра. Для расчёта CSAT применяется следующая формула: (Количество положительных ответов / Общее количество ответов) × 100%.
    Какой показатель считается хорошим? Чем больше процент — тем лучше, в идеале от 70%.
    Если этот показатель получается ниже, значит, в обслуживании клиентов есть недостатки: неквалифицированные операторы, недоработанные скрипты или недостаток свободных сотрудников на линии.
  • NPS (Net Promoter Score) индекс лояльности клиента. Важно не путать с индексом удовлетворенности. Это очень простая метрика, которую можно посчитать без математических формул. Для сбора статистики клиенту задается всего один вопрос: «Какая вероятность того, что вы порекомендуете наши услуги своим друзьям? Оцените от 1 до 10». Такой опрос можно провести любым способом: с помощью сообщений в мессенджерах, чат-ботах или по телефону.
  • SLA (Service Level Agreement) соглашение об уровне сервиса. Эта метрика нужна для того, чтобы оценить, выполняются ли базовые требования компании к скорости обработки запросов и исходящих звонков. Подсчет эффективности по SLA зависит от требований компании. Например, руководитель ставит регламент — обрабатывать каждый запрос за 15 минут. Далее фиксируется реальная скорость обработки ответа с желаемым результатом. Если скорость ответа медленнее желаемой, то разрабатывается решение.
    Задержки в обработке запросов не всегда связаны с сотрудником. Иногда проблема в комплектации отдела — некоторые компании экономят на количестве сотрудников, и они просто не успевают отвечать клиентам.
  • AHT (Average Handle Time) — среднее время обработки звонка. Формула показывает, сколько времени оператор тратит на общение с одним клиентом: (Общее время разговора + Время обработки) / Количество звонков. Слишком высокий показатель говорит о том, что работа с клиентом ведется медленно. Но низкому показателю тоже не стоит радоваться. Он может означать, что скрипт несовершенен и проблема клиента не решена.
  • CR (Conversion Rate) — коэффициент конверсии. Одна из важных метрик для любого бизнеса. Когда колл-центр делает обзвон клиентов, чаще всего он преследует одну цель — получить лид. Базовая формула для подсчета конверсии: (Количество клиентов из базы совершивших целевое действие после разговора с оператором / Общее количество клиентов в базе) × 100%.

Отслеживание этих показателей поможет вам улучшить продуктивность команды  и быстрее получить результат.

Виды колл-центров

В зависимости от задач бизнеса и ресурсов компании, существуют разные модели колл-центров.

облачный колл-центр

 

Виртуальные и облачные колл-центры

 

Виртуальный колл-центр — это решение, при котором сотрудники могут работать из любой точки мира, главное иметь стабильный доступ к интернету, ноутбук, гарнитуру и находиться не в шумном месте.

Это решение не только удобно для сотрудников колл-центра из-за удалённой работы, но и выгодно владельцу бизнеса — вы экономите на аренде офиса, весь штат работает из дома. Операторы всё также имеют доступ к CRM, скриптам, аналитике и базам знаний. С помощью ПО можно вести запись и анализ разговоров и автоматизировать любые процессы.

Ещё один из очевидных плюсов виртуального колл-центра — в масштабировании. Вы всегда можете подключить к работе новых сотрудников, не арендуя новые места. Нужно только подобрать специалиста, обеспечить его техникой и подключить к общей системе для работы.

 

Облачный колл-центр отличается от виртуального, эти два понятия часто путают. В виртуальном формате работы сотрудники не привязаны к офису. Под облачным колл-центром понимается использование технологии, когда все данные хранятся в облаке. Такая модель может использоваться как в офисе, так и при удаленном формате работы.

На практике виртуальный колл-центр почти всегда работает на облачном решении. Поэтому вы можете организовать классический клиентский сервис в офисе, но при этом хранить данные в облаке.

 

Колл-центр для магазина и интернет-бизнеса

Для магазинов, особенно онлайн, наличие службы клиентского сервиса стало стандартом. Здесь особенно важна оперативная поддержка клиентов, прием заказов, консультирование по ассортименту и отслеживание доставок. Поэтому хорошо организованный колл-центр для магазина — это важный фактор роста. С помощью него вы гораздо эффективнее сможете повысить конверсию, удержать клиентов и прозвонить базу поставщиков.

Но как понять, когда вашему магазину нужна команда клиентского сервиса, а когда нет? В большинстве случаев нужна всегда. Если вам ежедневно приходит более 20 заявок или более 20 человек в базе на прозвон, то с большой вероятностью вам пригодится помощь специалиста или целой команды. Если же у вас небольшой бизнес, а заказы и заявки очень редки, вы можете обойтись без дополнительных трат на услуги колл-центров.

 

Что делает оператор колл-центра для ecommerce:

  • Консультирует по ассортименту, ценам, акциям.
  • Помогает оформить заказ.
  • Проверяет наличие товара для покупателя.
  • Оказывает помощь при оплате или доставке.
  • Принимает жалобы и предложения по улучшению услуг.
  • Делает повторные продажи (upsell или cross-sell).
  • Отрабатывает возражения.

 

Автоматизированный обзвон клиентов

Тренд на автоматизацию захватил практически все инструменты продвижения и продаж. Колл-центры тоже не стали исключением. В эпоху искусственного интеллекта звонить клиентам вручную — значит терять время и деньги.

 

Автоматизированный обзвон — это технология на основе искусственного интеллекта, при которой система сама звонит заданному списку номеров. Сегодня голосовые роботы для звонков способны сделать всё, что выполняет человек по телефону: напомнить о записи, предложить подходящую услугу, оповестить об изменениях, провести опрос, собрать обратную связь и даже зафиксировать все данные для дальнейшей аналитики.

 

Такое решение кастомизируется для любых направлений бизнеса: HoReCa, медицина, телеком, банки и финтех. Для небольших компаний разработчики в сфере искусственного интеллекта предлагают уже готовые решения, с помощью которых любой предприниматель может запустить голосового чат-бота без навыков программирования всего за 15 минут.

Услуги, которые предоставляет современный колл-центр

Современные колл-центры предоставляют услуги на стыке человеческих способностей и искусственного интеллекта. Чаще всего работа робота в продажах происходит так:

  1. Настройка голосового робота-помощника и тестовый обзвон базы.
  2. Устранение недочетов и начало работы.
  3. Прозвон базы.
  4. Ведение аналитики и автоматическое заполнение CRM.
  5. Передача реальным операторам целевых клиентов.
  6. Проработка клиента человеком и доведение до целевого действия — покупки товара или услуги.

 

Но такую систему можно использовать не только для продаж. МФО напоминают клиентам о погашении задолженности, банки помогают человеку быстро заморозить карту, а медицинские учреждения уменьшают нагрузку на операторов и записывают на приём.

Заключение

В эпоху ИИ колл-центр представляет собой автоматизированный отдел по работе с входящими и исходящими запросами. Это инструмент для построения доверительных отношений с клиентами, оптимизации продаж и автоматизации сбора аналитики. Теперь современные технологии позволяют легко масштабировать коммуникационные возможности малого, среднего и крупного бизнесов.
Сегодня компании, которые грамотно выстраивают общение с клиентами, получают большое конкурентное преимущество: они быстрее обрабатывают запросы и лучше понимают потребности клиентов благодаря аналитике.

 

Надеемся, эта статья помогла ответить на вопрос: «Колл-центр, что это?»

 

Не откладывайте автоматизацию на потом — изучите голосовые решения Fromtech для вашего бизнеса уже сейчас!

FAQs

  • Колл-центр может быть как внутренним отделом компании, так и отдельным сервисом, который предоставляется подрядчиком. Это полностью зависит от потребностей бизнеса.
    Вне зависимости от формата, колл-центр — больше, чем просто поддержка клиентов или реклама услуг по телефону. Это важный инструмент взаимодействия с клиентом, с помощью которого можно проводить опросы, консультации, решать проблемы и повышать репутацию.

  • Главное отличие облачных колл-центров от виртуальных в способе хранения информации.

    В виртуальной модели операторы работают удалённо, из дома или из любой точки мира. Они не привязаны к офису, главное иметь стабильный доступ к интернету. Обслуживание происходит так же, как и при классической работе в офисе.

    В облачной модели вся инфраструктура размещается не на физических серверах компании, а в облаке, к которому можно подключиться с любого устройства.

  • Да, колл-центр может быть эффективным решением, если у вас малый бизнес. Самое оптимальное решение для таких случаев — голосовые роботы для автоматизации звонков. Это не требует затрат, легко масштабируется и быстро внедряется.
    Если вы хотите без усилий повысить качество клиентского сервиса, но не хотите нанимать полноценный отдел, то голосовой робот — оптимальное решение.