Бизнесу важно не только продать товар или услугу, но и выстроить правильную коммуникацию с клиентами: оперативно ответить на вопрос, решить проблемы или обработать заказ. Чтобы ответить на сотни сообщений каждый день, нужно много ресурсов, и налаженная система коммуникации. Тут на помощь приходит колл-центр.
Что такое колл-центр, как устроена его работа и почему он так важен для бизнеса? Давайте разберёмся вместе в этом материале.
Что такое колл-центр: определение и роль в бизнесе
Колл-центр — это отдел или служба, обрабатывающая входящие и исходящие звонки, а также обращения клиентов. Это самостоятельный инструмент для качественного сервиса, позволяющий удержать аудиторию, увеличить продажи и повысить лояльность к компании.
Колл-центр — это не только звонки
Когда нам говорят про отдел клиентской поддержки, мы часто представляем себе помещение, в котором сидят много людей в наушниках и разговаривают по телефону. Частично это так, но современные технологии позволяют иначе организовать работу такого отдела.
Сейчас это не только классические звонки, но и голосовые роботы с интеграцией в CRM-системы, и даже чат-боты на основе искусственного интеллекта. Сегодня под колл-центром понимают полноценный сервис, отвечающий за качество коммуникации с клиентами и их лояльность.
Подобные услуги востребованы не только среди банков, госучреждений и других крупных бизнесов, но и среди частных предпринимателей, у которых есть потребность в своевременной обработке заявок.
Основные функции и задачи колл-центров
Отдел обработки звонков помогает бизнесу решать несколько важных задач:
- Своевременно отвечать на входящие обращения: звонки, заявки, сообщения в мессенджерах и социальных сетях.
- Совершать исходящие звонки: обзвонить клиентов, перезвонить позже, напомнить об акциях, уточнить информацию, провести up-sell.
- Круглосуточно поддерживать клиентов.
- Собирать аналитику по ответам, конверсиям, качеству обслуживания и услугам.
- Быстро отработать возражения и вернуть доверие клиента.
- Повысить лояльность благодаря быстрым ответам.
Как устроена работа колл-центра
Работа колл-центра строится, исходя из потребностей бизнеса. Например, ретейл-компании, нацеленные на B2C рынок, нуждаются в большом количестве операторов для приема входящих запросов. А микрофинансовые организации испытывают потребность в исходящих звонках для контроля должников.
Кто такой оператор колл-центра
За приём звонков или обзвон базы отвечает оператор колл-центра. В бизнесе это первый человек, с которым коммуницирует ваш клиент. От качества его работы и грамотно написанных скриптов зависит, станет ли человек на другом конце линии вашим покупателем.
Как правило, хороший оператор должен обладать навыками продаж, уметь удержать собеседника, предложить решение, иметь поставленную и чёткую речь, а также хорошо работать с CRM-системами.
Что делает сотрудник или специалист колл-центра
Работник колл-центра выполняет множество задач для грамотной работы клиентского сервиса и создания положительной репутации для бизнеса:
- Принимает входящие звонки.
- Осуществляет исходящие звонки.
- Вносит данные в CRM систему после каждого контакта с клиентом.
- Следит за соблюдением скриптов и регламентов.
- Подстраивается под потребности собеседника и легко улавливает суть диалога.
- Проходит дополнительное обучение и аттестацию для улучшения качества работы.
В зависимости от потребностей бизнеса и направлений работы компании, такой специалист может как обслуживать потенциальных покупателей, так и продавать им товары и услуги. Иногда оператор колл-центра занимается технической поддержкой, если это необходимо для компании. Такой специалист — не простой работник, а голос вашего бизнеса.
Внутренние процессы и показатели эффективности
Для того, чтобы оценить успешность работы сотрудников центра клиентского сервиса, руководители ориентируются на общепринятые метрики. Давайте поговорим про них подробнее.
- CSAT (Customer Satisfaction Score) — индекс удовлетворенности клиента. Посчитав его, вы сможете понять, насколько клиенту нравятся услуги колл-центра. Для расчёта CSAT применяется следующая формула: (Количество положительных ответов / Общее количество ответов) × 100%.
Какой показатель считается хорошим? Чем больше процент — тем лучше, в идеале от 70%.
Если этот показатель получается ниже, значит, в обслуживании клиентов есть недостатки: неквалифицированные операторы, недоработанные скрипты или недостаток свободных сотрудников на линии. - NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности клиента. Важно не путать с индексом удовлетворенности. Это очень простая метрика, которую можно посчитать без математических формул. Для сбора статистики клиенту задается всего один вопрос: «Какая вероятность того, что вы порекомендуете наши услуги своим друзьям? Оцените от 1 до 10». Такой опрос можно провести любым способом: с помощью сообщений в мессенджерах, чат-ботах или по телефону.
- SLA (Service Level Agreement) — соглашение об уровне сервиса. Эта метрика нужна для того, чтобы оценить, выполняются ли базовые требования компании к скорости обработки запросов и исходящих звонков. Подсчет эффективности по SLA зависит от требований компании. Например, руководитель ставит регламент — обрабатывать каждый запрос за 15 минут. Далее фиксируется реальная скорость обработки ответа с желаемым результатом. Если скорость ответа медленнее желаемой, то разрабатывается решение.
Задержки в обработке запросов не всегда связаны с сотрудником. Иногда проблема в комплектации отдела — некоторые компании экономят на количестве сотрудников, и они просто не успевают отвечать клиентам. - AHT (Average Handle Time) — среднее время обработки звонка. Формула показывает, сколько времени оператор тратит на общение с одним клиентом: (Общее время разговора + Время обработки) / Количество звонков. Слишком высокий показатель говорит о том, что работа с клиентом ведется медленно. Но низкому показателю тоже не стоит радоваться. Он может означать, что скрипт несовершенен и проблема клиента не решена.
- CR (Conversion Rate) — коэффициент конверсии. Одна из важных метрик для любого бизнеса. Когда колл-центр делает обзвон клиентов, чаще всего он преследует одну цель — получить лид. Базовая формула для подсчета конверсии: (Количество клиентов из базы совершивших целевое действие после разговора с оператором / Общее количество клиентов в базе) × 100%.
Отслеживание этих показателей поможет вам улучшить продуктивность команды и быстрее получить результат.
Виды колл-центров
В зависимости от задач бизнеса и ресурсов компании, существуют разные модели колл-центров.
Виртуальные и облачные колл-центры
Виртуальный колл-центр — это решение, при котором сотрудники могут работать из любой точки мира, главное иметь стабильный доступ к интернету, ноутбук, гарнитуру и находиться не в шумном месте.
Это решение не только удобно для сотрудников колл-центра из-за удалённой работы, но и выгодно владельцу бизнеса — вы экономите на аренде офиса, весь штат работает из дома. Операторы всё также имеют доступ к CRM, скриптам, аналитике и базам знаний. С помощью ПО можно вести запись и анализ разговоров и автоматизировать любые процессы.
Ещё один из очевидных плюсов виртуального колл-центра — в масштабировании. Вы всегда можете подключить к работе новых сотрудников, не арендуя новые места. Нужно только подобрать специалиста, обеспечить его техникой и подключить к общей системе для работы.
Облачный колл-центр отличается от виртуального, эти два понятия часто путают. В виртуальном формате работы сотрудники не привязаны к офису. Под облачным колл-центром понимается использование технологии, когда все данные хранятся в облаке. Такая модель может использоваться как в офисе, так и при удаленном формате работы.
На практике виртуальный колл-центр почти всегда работает на облачном решении. Поэтому вы можете организовать классический клиентский сервис в офисе, но при этом хранить данные в облаке.
Колл-центр для магазина и интернет-бизнеса
Для магазинов, особенно онлайн, наличие службы клиентского сервиса стало стандартом. Здесь особенно важна оперативная поддержка клиентов, прием заказов, консультирование по ассортименту и отслеживание доставок. Поэтому хорошо организованный колл-центр для магазина — это важный фактор роста. С помощью него вы гораздо эффективнее сможете повысить конверсию, удержать клиентов и прозвонить базу поставщиков.
Но как понять, когда вашему магазину нужна команда клиентского сервиса, а когда нет? В большинстве случаев нужна всегда. Если вам ежедневно приходит более 20 заявок или более 20 человек в базе на прозвон, то с большой вероятностью вам пригодится помощь специалиста или целой команды. Если же у вас небольшой бизнес, а заказы и заявки очень редки, вы можете обойтись без дополнительных трат на услуги колл-центров.
Что делает оператор колл-центра для e—commerce:
- Консультирует по ассортименту, ценам, акциям.
- Помогает оформить заказ.
- Проверяет наличие товара для покупателя.
- Оказывает помощь при оплате или доставке.
- Принимает жалобы и предложения по улучшению услуг.
- Делает повторные продажи (upsell или cross-sell).
- Отрабатывает возражения.
Автоматизированный обзвон клиентов
Тренд на автоматизацию захватил практически все инструменты продвижения и продаж. Колл-центры тоже не стали исключением. В эпоху искусственного интеллекта звонить клиентам вручную — значит терять время и деньги.
Автоматизированный обзвон — это технология на основе искусственного интеллекта, при которой система сама звонит заданному списку номеров. Сегодня голосовые роботы для звонков способны сделать всё, что выполняет человек по телефону: напомнить о записи, предложить подходящую услугу, оповестить об изменениях, провести опрос, собрать обратную связь и даже зафиксировать все данные для дальнейшей аналитики.
Такое решение кастомизируется для любых направлений бизнеса: HoReCa, медицина, телеком, банки и финтех. Для небольших компаний разработчики в сфере искусственного интеллекта предлагают уже готовые решения, с помощью которых любой предприниматель может запустить голосового чат-бота без навыков программирования всего за 15 минут.
Услуги, которые предоставляет современный колл-центр
Современные колл-центры предоставляют услуги на стыке человеческих способностей и искусственного интеллекта. Чаще всего работа робота в продажах происходит так:
- Настройка голосового робота-помощника и тестовый обзвон базы.
- Устранение недочетов и начало работы.
- Прозвон базы.
- Ведение аналитики и автоматическое заполнение CRM.
- Передача реальным операторам целевых клиентов.
- Проработка клиента человеком и доведение до целевого действия — покупки товара или услуги.
Но такую систему можно использовать не только для продаж. МФО напоминают клиентам о погашении задолженности, банки помогают человеку быстро заморозить карту, а медицинские учреждения уменьшают нагрузку на операторов и записывают на приём.
Заключение
В эпоху ИИ колл-центр представляет собой автоматизированный отдел по работе с входящими и исходящими запросами. Это инструмент для построения доверительных отношений с клиентами, оптимизации продаж и автоматизации сбора аналитики. Теперь современные технологии позволяют легко масштабировать коммуникационные возможности малого, среднего и крупного бизнесов.
Сегодня компании, которые грамотно выстраивают общение с клиентами, получают большое конкурентное преимущество: они быстрее обрабатывают запросы и лучше понимают потребности клиентов благодаря аналитике.
Надеемся, эта статья помогла ответить на вопрос: «Колл-центр, что это?»
Не откладывайте автоматизацию на потом — изучите голосовые решения Fromtech для вашего бизнеса уже сейчас!
FAQs
-
Колл-центр — это отдел поддержки или отдельный сервис?
Колл-центр может быть как внутренним отделом компании, так и отдельным сервисом, который предоставляется подрядчиком. Это полностью зависит от потребностей бизнеса.
Вне зависимости от формата, колл-центр — больше, чем просто поддержка клиентов или реклама услуг по телефону. Это важный инструмент взаимодействия с клиентом, с помощью которого можно проводить опросы, консультации, решать проблемы и повышать репутацию. -
Чем отличается виртуальный колл-центр от облачного?
Главное отличие облачных колл-центров от виртуальных в способе хранения информации.
В виртуальной модели операторы работают удалённо, из дома или из любой точки мира. Они не привязаны к офису, главное иметь стабильный доступ к интернету. Обслуживание происходит так же, как и при классической работе в офисе.
В облачной модели вся инфраструктура размещается не на физических серверах компании, а в облаке, к которому можно подключиться с любого устройства.
-
Подходит ли колл-центр для малого бизнеса?
Да, колл-центр может быть эффективным решением, если у вас малый бизнес. Самое оптимальное решение для таких случаев — голосовые роботы для автоматизации звонков. Это не требует затрат, легко масштабируется и быстро внедряется.
Если вы хотите без усилий повысить качество клиентского сервиса, но не хотите нанимать полноценный отдел, то голосовой робот — оптимальное решение.